1 мая 2014 г.

Сценарий мероприятия «Храни достоинство своё повсюду человек»

Внеклассное мероприятие «Храни достоинство своё повсюду человек» рассчитано на учащихся 8-9 классов. Ценнейший бриллиант – это личность каждого человека. От того, как общаются люди между собой, зависит качество жизни.
              Умеем ли ценить друг друга, видеть в другом Человека с большой буквы? У каждого есть свое самолюбие, никто не желает унижения и оскорбления собственной личности. Но, к сожалению, некоторые люди, чувствуя себя личностью, зачастую сами не видят это в других людях. Такой человек не терпит несправедливого отношения к себе, но в то же время не замечает своего несправедливого отношения к другим и к окружающему миру. Он готов винить в своих бедах подряд, не признавая собственной вины.
Великий дар природы – наша жизнь. Каждый из нас достоин этого счастья. Каждый из нас имею право на достоинство. Но у всех нас свой ум и разум, свои переживания и интересы. И это тоже право каждого. Право быть индивидуальным. Тот, кто не уважает нашу индивидуальность, тот не уважает и весь многоликий и разнообразный мир.
В подростковом возрасте проходит становления личности, формируется мировоззрение. В этот период жизни подросток стремится к автономности, отдалению от семьи, взрослых, избавлению от опеки. Учитывая ярко выраженное стремление подростков к группированию со сверстниками, общению с ними  мероприятие буду проводить старшеклассники, с которые предварительно пройдут обучение для эффективного проведения.
Форма проведения мероприятия – путешествие по станциям.

Цель: показать, что предрассудки, стереотипы и дискриминация неотделимы от нарушения права каждого на достоинство.

Задачи: показать значение достоинства каждого человека в развитии общества; воспитывать качества толерантной личности; формировать отрицательное отношение к несправедливости и неравенству; развивать навыки противостояния дискриминации, работать в группах, проявляя самостоятельность суждений.

Материалы: маршрутные листы (приложение I), план проведения мероприятия (приложение II), название блока на двери кабинетов (приложение III).

Подготовка:
1. подготовить все необходимые материалы для проведения.
2. организовать актив школьников для обучения их вожатской работе с группами учащихся (проиграть все блоки мероприятия, составить с ними список речевок, девизов, кричалок, обсудить и проиграть способы хождения от блока к блоку, совместно подготовить материал, распределив обязанности для каждой группы вожатых, распределить группы между вожатыми, определить отличительные знаки для вожатых).
3. организовать и ознакомить классных руководителей, воспитателей, которые будут выполнять роль наблюдателя или станут участником наравне с учениками во время прохождения каждого блока.
4. согласовать с администрацией школы дату и время проведения мероприятия
5. согласовать с координатором по расписанию кабинеты; закрепленными за кабинетами педагогами о проведении в них блоков.

Ход проведения:
Общий сбор на линейке в актовом зале.
Здравствуйте! Задача нашего мероприятия -  показать значение достоинства каждого человека в развитии общества. А также сплоченно сработать в группах, проявляя самостоятельность суждений.
Сегодня мероприятие для вас и проводить его будут ваши сверстники из 10-11 классов. А именно… (представление учеников – тренеров стоящих на блоках, учеников, закрепленных за каждым классом, здесь же раздаются маршрутные листы)
Мы познакомились, теперь договоримся о «правилах игры». Самое главное - постараться быть понимающим, доброжелательным и принять формы проведения мероприятия и активно и бодро в них участвовать, а еще слышать и слушать говорящего. И еще одно самое главное: соблюдайте правило поднятой руки – будет вам легче высказать свое мнение и услышать другого. Вожатые будут за этим следить. По временным рамкам (план проведения)  каждый блок рассчитан на 10 минут, 2 минуты  на переход от блока к блоку (название блока на двери кабинетов). Обозначает начало о кокончание прериода школьный звонок. В начале, перед первым длоком, вам с вожатыми будет дано 5 минут, а на что, вам расскажут сами вожатые, когда вы группами соберетесь на первом своем блоке.
По окончании всех блоков мы снова собираемся в актовом зале, где подведем итоги.
А теперь в путь!
Прохождение блоков.
Подведение итогов педагогами, закрепленными за блоками.
Выводы. ЗАПОМНИ!
Если мы не исключим нарушения прав и свобод других людей, то с каждым фактом попрания чужого достоинства, умирает часть человечности и в нас самих.
Мы теряем свое достоинство.
Наше занятие должно вдохновить  вас на пересмотр своих ценностей и поведения, научить распознавать предрассудки и дискриминацию, воодушевить на действия во имя справедливости.
Только там мы можем построить и поддержать общество, которое уважает достоинство всех людей.
     
Цель: показать, что предрассудки, стереотипы и дискриминация неотделимы от нарушения права каждого  на достоинство.

Задачи: показать значение достоинства каждого человека в развитии общества; воспитывать качества толерантной личности; формировать отрицательное отношение к несправедливости и неравенству; развивать навыки противостояния дискриминации, работать в группах, проявляя самостоятельность суждений.

Интерактивные стратегии:
1. Упражнение « Я горжусь».
2. Упражнение « Выражаем свое мнение».
3. Упражнение « Определим этноцентризм».
4. Упражнение « Отличаем стереотипы от фактов».
5. Игра « Вне группы».

Дидактический материал:
1. Таблички для упражнения №2.
2. Плакат для упражнения №3.

Словарь мероприятия: достоинство, этноцентризм, предубеждения, стереотипы, геноцид, дискриминация, ксенофобия.

                               Ход занятия
Блок 1. Достоинство
1. Упражнение « Я горжусь!»
Инструкция. Упражнение лучше всего проводить, расположившись на стульях, поставленных в круг. Каждый из участников выходит в середину по очереди и говорит, в чем он видит проявление своего достоинства, чем он может гордиться. Учитель следит за тем, чтобы никто не осмеивал другого, не прерывал его; не разрешается комментировать, дополнять, критиковать.
  Выводы:
  ДОСТОИНСТВО – это ценность человека для него самого и для всего общества.
  Некоторые люди путают два разных понятия: гордость и достоинство.
 ГОРДОСТЬ – это чувство превосходства над другими. Если она рождает эгоизм, себялюбие и неуважение к людям, тогда гордость разрушает мир.
 ДОСТОИНСТВО – это способность ценить свои возможности, способность видеть в других равных себе.
 Ценнейший бриллиант – это личность каждого человека. От того, как общаются люди между собой, зависит качество жизни.
 Умеем ли ценить друг друга, видеть в другом Человека с большой буквы?
 У каждого есть свое самолюбие, никто не желает унижения и оскорбления собственной личности. Но, к сожалению, некоторые люди, чувствуя себя личностью, зачастую сами не видят это в других людях. Такой человек не терпит несправедливого отношения к себе, но в то же время не замечает своего несправедливого отношения к другим и к окружающему миру. он готов винить в своих бедах подряд, не признавая собственной вины.
 Вы, наверное,  сами часто бывали свидетелями того, как ученик или студент, получив плохую оценку, объявляет это несправедливостью преподавателя, хотя причина – в незнании им темы занятия.
 Великий дар природы – наша жизнь. Каждый из нас достоин этого счастья. Каждый из нас имею право на достоинство. Но у всех нас свой ум и разум, свои переживания и интересы. И это тоже право каждого. Право быть индивидуальным. Тот, кто не уважает нашу индивидуальность, тот не уважает и весь многоликий и разнообразный мир.
 Каждый человек имеет право на свое достоинство и обязан соблюдать достоинство окружающих его людей.
 Человек не имеет право опускаться до уровня биологического существа. Он не имеет право быть  разрушителем, не имеет право терять свое человеческое лицо и свое достоинство ни при каких обстоятельствах.
 Начиная с 1948 года, в жизни человечества началась новая эпоха – уважение человеческой личности, уважение достоинства, неприкосновенности жизни, неотъемлемости прав и свобод, защиты личных интересов. Основные положения Декларации нашли свое отражение в нашей Конституции и в основных законах других стран.
 Но на Земле еще имеют место конфликты и войны, факты унижения человеческого достоинства.
 Мы можем говорить о любви к человечеству, к родной планете, но при этом грубо попирать интересы своих родных и близких.

2.Блок 2. « Выражаем свое мнение»
 Инструкция. Разделите классную комнату на 4 части, разместив в 1 углу табличку « Абсолютно согласен», во 2 углу – « Абсолютно не согласен», в 3 углу – « Частично согласен», оставив центр тем, кто затрудняется ответить.
 Тренер зачитывает нижеследующие утверждения вслух. Ряд утверждений бесспорны, но в основном – это утверждения, связанные с риском, предупреждениями в отношении пола, возраста, трудоспособности, социального и материального положения.
 Ученики должны «проголосовать ногами», т.е. занять место в классе, соответствующее их мнению.
 - Россия – самое большое государство в мире.( Да)
 - Дети должны иметь те же права, что и взрослые. ( Нет)
 - Пожилые люди должны получать пенсию. ( Да)
 - Глухие дети должны обучаться в специальных школах. (Да)
 - В нашей стране каждый имеет право стать президентом. (Нет)
 - Большинство богатых людей – нечестные.( Нет)
 - Девочки могут играть в футбол. (Да)
 - Евреи – хитрые и жадные. ( Нет)
 - Бедно живут те, кто ленится. ( Нет)
 - Девочки способнее мальчиков. ( Нет)
 - Женщина должна заниматься домашним хозяйством, пока муж на работают ( Нет)
 - Мальчики могут играть в куклы. ( Да)
 - Учителя должны быть не старше 35 лет. (Нет)
 - Плохо успевающих нужно отдавать в спецклассы. (Нет)
 - Все азиаты некультурные. (Нет)
 - Мальчики более храбрее. (Нет)
 - Руководитель – это удел мужчин. (Нет)
 - Женщины более мужчин озабочены внешностью. ( Нет)
 - В России проживают в основном русские. ( Нет)
 - Все цыгане – танцоры и попрошайки. ( Нет)
 - Чукчи умеют только ездить на оленях. ( Нет)
 - Все в нашей стране должны равняться на русскую культуру. (Нет)
 - Самая справедливая и удобная для жизни страна – США. ( Нет)
 - Афроамериканцы внесли свой вклад в развитие мировой культуры. (Да)
 - Белых на Земле большинство. ( Нет)
 - Мусульмане христиане должны дружить. ( Да)
 - Я не буду возражать против родственника с темной кожей. (Да)

 Воздержитесь от суждений по поводу мнений учеников. После каждого «голосования» обращайте их внимание на то, что каждый постоянно меняет группу и что нет людей, абсолютно согласных друг с другом.
 Определите вопросы, которые, на ваш взгляд, вызывают наибольшее расхождение во мнениях.
 Выводы по итогам упражнения:
 Зачастую наше обыденное сознание опирается на предубеждения, стереотипы ( ярлыки), предрассудки, отсутствие научных знаний.
 Однажды усвоенный образ становиться привычным для человека, определяет его ролевое поведение.
 Большую опасность представляет такой стереотип как этноцентризм.
 ЭТНОЦЕНТРИЗМ – это вера в превосходство своей группы или культуры, сопровождающаяся пренебрежением или презрением к другим группам или культурам.

Блок 3. «Определим этноцентризм»
 Инструкция. На доске плакат со списком характерных черт и особенностей. Ребята должны оценивать свой народ по 5 – бальной шкале.
1. Технический прогресс.
2. Доброжелательность к иностранцам.
3. Честность.
4. Политическая свобода.
5. Щедрость.
6. Стремление к миру.
7. Вклад в науку.
8. Вклад в искусство.
9. Равенство полов.
10. Расовая терпимость.
11. Религиозная терпимость.
12. Забота об окружающей среде.
13. Забота о детях.
14. Манеры.
15. Стиль одежды.
Вопросы для обсуждения:
1. Объясните, почему вы дали именно такую оценку своему народу?
2. По каким пунктам вы поставили низкий бал, а по каким – высший?
Вывод: часто этноцентризм зависит от знаний, от патриотизма, от влияния родителей, СМИ, школы. Очень опасно то проявление этноцентризма, которое основано на межкультурном  невежестве и грубом нарушении прав других культур.
Стереотипы (обобщения) необходимы и бывают очень полезны. Например: Грипп – опасен! Закаляться – полезно! Полезная пища – невкусная! Но стереотипы могут ограничивать кругозор человека, делать из него послушного робота, что особенно опасно, если в этом участвуют СМИ или властные структуры.
Человек сам в состоянии определять уровень своего сознания, но в одном он должен быть безотлагательно убежден: чрезмерное обобщение, касающееся людей, способствует сохранению предрассудков и ведет к дискриминационному поведению, оно вредно для всех участвующих сторон.
Строя свое отношение к человеку на основе категоричного ( и возможно, неуместного в данном случае) обобщения, мы не увидим в нем его неповторимой индивидуальности. Ваше предвзятое стереотипное поведение причинит вред ему ( он будет оскорблен) и вам ( вы не получите возможность стать друзьями).

Блок 4.  «Отличаем стереотипы от фактов»
   Инструкция. Ребята поднимают руки, если высказанная мысль является фактом, и не реагируют, если это стереотип ( С – стереотип, Ф – факт).
1.  Все кавказцы – торгаши. ( С)
2.  Россия никогда не вела захватнических войн.( С)
3.  Худые люди злые. ( С)
4.  Рыжие люди вредные.( С)
5.  Толстые добродушные.(С)
6.  Негры – грязнули.(С)
7.  Мальчики умнее.(С)
8.  Мексиканцы все хорошо поют.(С)
9.  Кареглазые – нерусские.(С)
10. Азиаты – наркоманы.(С)
11. Кавказ – часть Азии.(С)
12. Каждый четвертый на Земле – китаец,(Ф)
13. Родина всех людей – Африка.(Ф)
Стереотипы, ярлыки и межкультурное невежество является инструментами нарушения прав человека.   
Нацисты пропагандировали стереотипы евреев, гомосексуалистов, цыган и психически больных людей, устраивали геноцид по отношению к «неполноценным» людям.
Испанские, французские, германские, итальянские колонизаторы в Африке, Азии и Америке определили коренные народы как нецивилизованные, неразумные и даже схожи с дьяволом, чтобы оправдать разрушение их культуры. Белые американцы называли африканцев недолюдьми и просто собственностью – рабами, безнаказанно эксплуатировали их.
Предрассудки и власть – опасная комбинация которая слишком часто приводит к нарушениям прав тех людей которые были определены как «другие». Если к этому добавить пропаганду морального, расового, полового, религиозного или культурного превосходства, то возможность геноцида возрастет.
ГЕНОЦИД – это физическое унижение людей по одному из различий: расовому, религиозному и др.
ДИСКРИМИНАЦИЯ – это умаление или унижение человеческого достоинства.
Дискриминация проявляется в произвольном, незаконном ущемлении и ограничении прав человека, в отказе от их универсальности.
Дискриминация – это один из главных источников таких беззаконий, как:
1. использование рабского или принудительного труда;
2. использование пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство отношения или наказания;
3. расизм, апартеид, геноцид;
4. неравноправие женщин в обществе и семье.
Иными словами, дискриминация направлена против равенства людей и их универсальности ( принадлежности каждому человеку)
К сожалению, ни одно общество, ни одна культура не могут похвалиться тем, что они обладают абсолютным иммунитетом от предрассудков и дискриминации.
Ряд предрассудков и стереотипов имеют следующие причины:
1. Исторические традиции в развитии народа, проявляющиеся в отношении к другим народам – в нетерпимости, настороженности, ксенофобии (боязни всего нового, непонятного).
2. Недостаток научных знаний, отсутствие в человеке навыков и способностей к анализу.
3. Культивирование предрассудков массмедиа по заказу официальных лиц.
4. Бытовая, на вид безобидная, лексика, основанная на предубеждениях в виде прозвищ, «дразнилок», отторжения и т.д.

Блок  5. Чтение статьи 7 Всеобщей Декларации прав человека
Всеобщая Декларация прав человека
Статья 7 (извлечение)
все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона… от какой – либо дискриминации или какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации
Игра «Вне группы»
Цель: показать поведение человека, чувствующего себя отрезанным от группы, прости координацию взаимоотношения в классе.
Инструкция: Группа из 10 – 12 учеников формирует плотное кольцо и берется за руки.
Ученик, находящийся за пределами этой группы, упорно пытается прорваться в середину группы. В случае если ученику удается это сделать, то он/она становится частью этой группы. Затем кто то другой занимает его/её место за пределами группы и пытается прорваться внутри кольца. Таким образом, каждый ученик по очереди побывает за пределами группы.
В процессе этой игры может проявиться множество различных эмоции. Человек, находящийся вне группы, будет испытывать чувство изолированности, оторванности. После нескольких безуспешных попыток прорваться в середину аутсайдер может демонстрировать значительную агрессию, дурачиться, отступать, разыгрывать равнодушие или проявить другую реакцию.
Группа может почувствовать единение в их общей задаче или, предположительно, даже пожалеть аутсайдера и допустить его/её в кольцо.
После этого обсудите чувства и типы поведения, которые проявились в процессе игры: каково ощущать себя изолированным; каково  ощущение неудачи или успеха; какие приемы были использованы  различными участниками для того, чтобы добиться входа в группу. Вы можете сравнить чувства и поведение аутсайдера с теми людьми в нашем обществе, которые ощущают себя отверженными.
Блок 6. Упражнение « Сотрудничество»
Инструкция. Все участники образуют, стоя лицом друг другу, коридор из двух шеренг. Середина – это полоса около 8м.
Нужно быть внимательным к тому, что говорит тренер (учитель). Если вы согласны с тем, то делаете шаг вперед. Если вы не согласны, то делаете шаг назад. Ширина шага равна 20 см.
1.  Сотрудничество – это когда мы вместе против проблем.
2.  В нашем классе все уважают друг друга.
3.  Мне не нравится человек, который срывает урок.
4.  Нельзя присваивать клички и прозвища.
5.  Даже если мне объявят бойкот, я не могу сбегать с уроков.
6.  Я ориентируюсь главным образом в школе на учебу.
7.  Мне некогда болтать, отвлекаться на уроках.
8.  Я дружу только с одним человеком, с остальными просто в хороших отношениях
9.  Мне интересно общение с каждым в классе. 
10. У нас очень демократичные ребята: простые, дружные, добрые.
11. В нашем классе уважают ребят всех национальностей.
12. Нет плохих учителей, есть плохие ученики.
13. Если у меня двойка, то в этом только моя вина.
14. Я не даю никому списывать.
15. Я не списываю.
16. Мне нравится учеба в нашем классе.
17. У нас на уроках все внимательны и дисциплинированны.
18. Мы часто собираемся все вместе на школьные вечера и дискотеки.
19. Когда я болею, ребята заходят или звонят, беспокоятся обо мне.
20. На летних каникулах мы всем классом обычно выезжаем куда – нибудь.
21. У нас не звучат нецензурные слова.
22. Мне не нравится, когда при всех юноша и девушка начинают обниматься и целоваться.
23. Все учителя в школе уважают наш класс.
24. Мы редко ссоримся.
25. В классе нет проблем по поводу дежурства.
26. Если я что – то не понимаю на уроке, то мне помогут обязательно.
27. Все в нашем классе следят за своей внешностью.
28. Для меня каждый день в школе – праздник.
29. Ребята в классе ведут здоровый образ жизни.
30. Мы все стремимся быть честными и порядочными людьми.
Итоги упражнения: Если вы подошли близко к полосе, которая была серединой вашего коридора  или вступила на нее, то вы готовы сотрудничать, вы дружелюбны, вы демократичны. Но жизнь в школе полна сложностей. Очень часто возникает необходимость решить дилемму. А решить её однозначно невозможно. 

Комментариев нет :

Отправить комментарий